Репетитор английского языка Преподаватель английского языка Занятия английским языком Тест знаний английского языка Программы обучения английскому языку Методики обучения английскому языку Эффективность обучения английскому языку Отзывы о преподавателе английского языка Часто задаваемые вопросы Как быстро заговорить по-английски Где лучшие курсы английского языка Английский язык Как найти репетитора английского языка

СТАТЬИ
Обучение английскому языку
Обучение английской разговорной речи
Обучение грамматике английского языка
Игровое обучение английскому языку
Тест знаний английского языка
Дача 60 км от МКАД можайское шоссе
ПАРТНЁРЫ
Теплицы из поликарбоната

Основополагающие методики современного преподавания английского языка



Обучение разговорной речи на английском языке




До 60-х годов XX века овладение разговорной речью было труднодостижимым в связи с отсутствием методики, эффективно обучавшей разговорной речи. В тот период времени господствовала экстенсивная методика обучения иностранным языкам, в основном сводившаяся к выполнению упражнений, но не заданий, развивающих разговорную речь. И только в конце прошлого века с появлением суггестопедической и позже – коммуникативной методик цель овладения разговорной речью стала легко достижима.

При использовании и коммуникативной, и суггестопедической методик обучение проходит в процессе общения; используются не упражнения на перевод или трансформацию предложений, а коммуникативные задания, т. е. задания, при выполнении которых необходимо взаимодействие обучаемых на иностранном языке. Сравните:

  • Экстенсивная методика: дана модель I'm fond of swimming. Составьте предложение по данному образцу.
  • Коммуникативная методика: скажите, какие виды спорта вы любите и почему. Вы предпочитаете заниматься спортом, или смотреть спортивные передачи по телевизору? Почему? Спросите Вашего партнёра о его отношении к спорту, как он поддерживает хорошую физическую форму и т.п.

При применении коммуникативной методики всегда присутствуют: взаимодействие с партнёром в процессе выполнения задания, новая информация о собеседнике, получаемая в результате этого взаимодействия, в связи с полученной информацией – интерес, и, как следствие интереса – мотивация к дальнейшему обучению. В приведённых примерах все задания личностно значимы для обучаемого, поэтому интересны и информативны, и выполняются в процессе общения с партнёром. Помимо коммуникативных заданий коммуникативная методика широко использует игры: фонетические, лексические, грамматические и ролевые. Особенно ярко различие между экстенсивной и коммуникативной методиками проявляется при использовании грамматических игр. Сравните:

  • Экстенсивная методика: задайте вопрос к подлежащему My friend speaks English well (мой друг хорошо говорит по-английски). Вопрос будет звучать: Who speaks English well? (Кто хорошо говорит по-английски?)
  • Коммуникативная методика: Поинтересуйтесь, кто в Вашей семье рано встаёт, кто готовит обед, кто убирает дом, а кто только пользуется всем этим. Выясните, кто самый трудолюбивый член в семье Вашего партнёра по обучению английскому языку.

Особо стоит остановиться на такой неотъемлемой составляющей коммуникативного обучения, как ролевые игры. Ролевые игры пришли из суггестопедического обучения. При использовании суггестопедической методики каждый получаемый получает роль: новое имя, фамилию, страну, из которой он приехал и профессию. И в рамках этой легенды он «проживает» весь период обучения. Надо сказать, что применение ролевых игр, конечно же, не сводится к использованию только нового имени или профессии. Ролевых игр существует огромное множество. Они нашли такое широкое применение по следующим причинам. В психологическом плане ролевая игра очень удобна: это маска, за которую обучаемый может спрятаться, освободившись от эмоциональных затруднений, возникающих при описании жизненных ситуаций на английском языке. Для того, чтобы человек научился выражать свои мысли на английском языке, при обучении необходимо отработать высказывания по темам разных жизненных ситуаций. Но обучаемому трудно и не комфортно говорить о своих проблемах в семье, с детьми, со здоровьем, о сложностях на работе и т. п. Когда же Вы играете роль другого человека, то происходит раскрепощение личности, и Вы свободно выражаете желаемое для Вас положение вещей, и, что особенно важно, делаете это посредством английского языка. Таким образом Ваши свободные мысли, желания и фантазии оказываются движущей силой, дающей импульс Вашему высказыванию на английском языке.

Например, одинокой женщине непросто говорить на тему замужества. Но если она получает роль красивой актрисы, имеющей много поклонников, то охотно и с лёгкостью будет говорить о своей личной жизни. Поскольку говорить она должна только по-английски, то желание выразить себя в роли другого человека становится мощным стимулом для высказывания на английском языке.

Ещё одна причина популярности ролевых игр заключается в том, что они дают высокий результат при обучении разговорной речи. Самый распространённый вид ролевой игры – беседа журналиста со специалистом в какой-либо области. Например, Вы только что побывали на Северном полюсе и журналист задаёт Вам вопросы: Почему Вы туда поехали? Как Вы туда добирались? Как долго Вы там жили? Что Вы ели? Собираетесь ли Вы туда опять?

Но рамками вопрос-ответ ролевые игры не исчерпываются. Обычно два обучаемых или вся группа получают задания на карточках. Например: Вы были на концерте Дженнифер Лопез. Задание первого участника: Вам понравился концерт. Отстаивайте свою точку зрения. Задание второго участника: Вам не понравился концерт. Отстаивайте свою точку зрения.

Коммуникативная методика предлагает огромное количество коммуникативных заданий и игр, и от мастерства преподавателя зависит, сумеет ли он использовать все современные методические достижения для получения требуемого результата. Но высшим пилотажем считается использование нескольких коммуникативных заданий и игр по какой-либо теме и объединение их в единый сценарий. Так, по теме «гостиница» я предложу Вам следующие виды коммуникативных заданий:

  1. Закажите номер в гостинице.
  2. Придя в гостиницу Вы узнаёте, что для Вас нет номера, так как Вас нет в списке заказавших комнату. Убедите управляющего помочь Вам.
  3. Попросите у администратора ключ от Вашего номера и задайте несколько вопросов о Вашей комнате.
  4. Спросите у администратора как пройти к Вашей комнате.
  5. Попросите Вашего соседа не шуметь, так как он мешает Вам спать (работать/отдыхать/слушать музыку и т.п.)
  6. Пожалуйтесь Вашему другу на соседа, который мешает Вам.
  7. Вам очень нравится гостиница. Поблагодарите управляющего за хорошую организацию работы отеля.
  8. Вам разонравилась гостиница. Выскажите Ваши претензии управляющему и скажите, что Вы переезжаете в другой отель.
  9. Закажите номер в другом отеле. Задайте вопросы, чтобы выяснить, подходит ли Вам новый отель.
Такое задание развивает у обучаемого гибкий навык использования нескольких конструкций по теме «гостиница», так как одни и те же конструкции многократно прорабатываются в разных ситуациях:
  • В пунктах 1 и 9 отрабатывается навык бронирования номера в отеле – конструкция «Can I have a room?»;
  • В пунктах 7 и 8 тренируется навык выражения (не)одобрения – «I (don't) like your hotel»;
  • В пунктах 5 и 6 отрабатывается выражение «беспокоить», «шуметь» – «disturb», «make a noise»;
  • В пунктах 2 и 4 необходимо употреблять конструкцию просьбы о помощи – «Can you help me?».
и т.д.

Рассмотренные примеры ярко иллюстрируют преимущество суггестопической и коммуникативной методик в сравнении с экстенсивной методикой обучения при обучении разговорной речи.


Желающим обучаться английскому языку я предлагаю посетить раздел «Welcome», на котором Вы найдёте описание используемых мной материалов, способов их индивидуального подбора и online-тест Ваших знаний английского языка, или сразу позвоните мне по телефону 8-917-551-24-13.

Все права защищены © 2010–2017 | ИП Габуния Светлана Валерьевна | ОГРНИП 314774627300695
Копирование материалов возможно только с установкой активной гиперсcылки на сайт www.english-lessons-moscow.ru.